ВОЛКИ И ОВЦЫ

Комедия в 2-х действиях
 

«Волки и овцы» – спектакль, поставленный на сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького г. Минска режиссером, а также народным артистом Украины и Латвии Аркадием Фридриховичем Кацем по пьесе русского драматурга Александра Николаевича Островского. Премьера состоялась в 1998 году.

 
   
  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
Меропия Давыдовна Мурзавецкая, девица лет 65-ти, помещица большого, но расстроенного имения, особа, имеющая большую силу в губернии – Светлана Кузьмина
Апполон Викторович Мурзавецкий, молодой человек лет 24-х, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой – Виталий Быков
Глафира Алексеевна – бедная девица, родственница Мурзавецкой – Елена Внукова
Евлампия Николаевна Купавина, богатая молодая вдова – Оксана Лесная
Анфуса Тихоновна, ее тетка, старуха – Наталья Чемодурова
Василий Иванович Беркутов, помещик, сосед Купавиной; представительный мужчина, средних лет, с лысинкой, но очень живой и ловкий – заслуженный артист Беларуси Владимир Шелестов
Михаил Борисович Лыняев, богатый, ожиревший барин, лет под 50, почетный мировой судья – народный артист СССР Ростислав Янковский
Вукол Наумович Чугунов, бывший член уездного суда, лет 60-ти – Вячеслав Солодилов
Клавдий Горецкий, племянник Чугунова, красивый молодой человек – Сергей Чекерес
Павлин Савельич, дворецкий – Андрей Захаревич
Влас, буфетчик – Валентин Середа
   
   
  АННОТАЦИЯ:
 

Действие комедии разворачивается в одном из губернских городов. Меропия Давыдовна Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее «женского ума на пятерых мужчин хватит». Сильная, властная, она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, от жизненной суеты. Но за мнимым благонравием и кротостью скрывается авантюристка смелая, напористая.

Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Мурзавецкая вовлекает в заговор против Купавиной услужливого Чугунова, поверенного во всех ее неблаговидных затеях, обнаруживая огромную силу характера, издевательскую дерзость в сочиняемых ею интригах. И при этом уповает на совестливость и порядочность своей жертвы. Она надеется подложными письмами, фальшивыми векселями, темными слухами вынудить Купавину к браку с Аполлоном. Изгнанный из полка, вечно пьяный, он доставляет своей тетке немало хлопот и беспокойства.

Доходное купавинское имение привлекло, однако, не только губернскую владычицу Мурзавецкую, но и дельца из Петербурга Василия Ивановича Беркутова. Он приехал, чтобы жениться на Евлампии, и, не зная еще, нравится ли ей, не сомневается в успехе. Не нарушая законов, уверенный, что «в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее», Беркутов ловко и достойно распутывает узел, затянутый Мурзавецкой, преподает ей жестокий урок и все оборачивает в свою пользу. Мало того, он заботится о престиже Мурзавецкой, оберегает ее положение в глазах общества. Но все, чего она желает в своих грабительских мечтах, он спокойно прибирает к рукам.

Какая разнообразная охота за богатством идет в этой комедии... Вот и юная Глафира, дальняя родственница Мурзавецкой, ее ученица, жадная до жизни, чувственная, обаятельная, с неукротимым стремлением к роскоши, охотится за убежденным холостяком богатым барином Лыняевым. Он панически боится семейной жизни, а она обольщает его с таким темпераментом и блеском, так изощренно и искусно...

Комедия «Волки и овцы», обескураживающее современна. Сегодняшняя жизнь легко входит в рамки классического сюжета пьесы, и она наполняется жгучим современным смыслом.

   
   
 
ИЗ БЕСЕД РЕЖИССЕРА С АКТЕРАМИ ВО ВРЕМЯ ПОСТАНОВКИ ПЬЕСЫ
 

…«Волки и овцы» занимают особое место в наследии Островского. Поэтому, наверное и не случайно, после ее первого издания, пьеса вызвала бурю возмущения. Ее называли памфлетом, водевилем, даже «французской» пьесой, но то, что когда-то вызвало хулу прессы, сегодня воспринимается, как хвала.

…Быть может, ни одна пьеса Островского (а у него есть и не менее великие) не «срабатывает» так злободневно и органично сегодня. Мы все в наши дни и волки, и овцы. Все то, что воспринимали у Островского лишь умозрительно, сейчас мы знаем совершенно реально – все про нас сегодняшних.

…У Островского в пьесе сразу расставлены точки над «i», каждый персонаж говорит о себе: я – волк, я – овца, но в любую минуту волки и овцы могут поменяться местами. Недаром первый вариант пьесы автор назвал иначе – «ловит волк, ловят и волка».

…Этот спектакль надо разыгрывать, как памфлет, при этом – исключительно динамично, стремительно, не задерживаясь на мелочах. Нужно тщательно замотивировать каждый шаг, каждый поступок, очень четко выстроить отношения героев. Но форма спектакля диктует в обязательном порядке некий отстраненный алгоритм создания жизни, что, в свою очередь, рождает определенный стиль, отражающий жанровые особенности, требующие нестандартных сценографических, актерских, режиссерских, пластических решений.

…Играть спектакль надо подчеркнуто театрально, комедийно. Через комедийность всегда можно точнее и полнее рассказать о важном и серьезном.

     
 
   
 
© design by LEDA, 2007
e-mail: leda@mail.by
ICQ: 150182773
 
Hosted by uCoz