ПРЕССА
 
«Вы все, конечно, помните»

Национальный академический драматический театр им.М.Горького из Минска в особых представлениях не нуждается. На протяжении вот уже нескольких десятилетий его устойчивая репутация сильной труппы, работающей под руководством яркого, интересного режиссера Бориса Луценко, остается непоколебимой и подтверждается – то редкими спектаклями, участвующими в российских и международных театральных фестивалях, то еще более редкими наездами театра на день-два в столицу России.

Декабрьские гастроли в Нижнем Новгороде, Казани и Самаре, проходившие в рамках Программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии под патронатом Президента РФ и при поддержке МИДа РФ, репутацию театра вновь подтвердили. Достаточно сказать, что в Нижнем Новгороде и журналисты старшего поколения на пресс-конференции, и немалое число зрителей вспоминали триумфальные гастроли белорусов тридцать лет назад и, сравнивая театр тогда и сегодня, говорили с трогательным волнением о том, что ничто не пропало, не утратилось в эстетике театра, в игре мастеров.

Наши гости из Белоруссии показывали волжским зрителям три спектакля – «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, рок-оперу Алексея Еренькова «Анджело» и другие» по произведениям А.С.Пушкина и «Случайный вальс», оригинальную композицию по песням и рассказам военных лет, посвященную 60-летию Победы. Все спектакли разнились между собой, каждый достоин отдельного разговора, но объединены они мощным режиссерским почерком Бориса Луценко, его специфической харизмой, мастерством как артистов старшего поколения, так и молодых, вызывающих порой изумление своей актерской зрелостью.

Есть в японском классическом искусстве совершенно особый жанр, который называется «дзуйхицу», что означает «вслед за кистью»: описываются события, характеры, следует друг за другом смена дня и ночи, времен года, а художник словно остается ни при чем – его рука послушно идет за кистью, выписывающей иероглифы или изображающей пейзаж. Сам по себе рождается жанр, сами по себе находятся краски, слова. И хотя этот жанр требует отточенного мастерства, кажется, что все происходит само собой.

В спектакле «Случайный вальс» возникает именно это ощущение – полом сцены становится гигантская пластинка, в центре стоит патефон, а надо всей сценой висят на разной высоте старые фотографии... И входит в это пространство старый человек (О.Корчиков), оглядывается вокруг, закрывает ладонями лицо, и – оживает память; причудливо, когда события вне всякой логики цепляются одно за другое, тянут за собой новые и новые, когда сюжеты никак не связаны, а воспринимаются выхваченными лучиком света из темноты фрагментом без начала и конца. Герой заводит патефон – звучит «Случайный вальс», и из глубины сцены, из зала, надвигаются фигуры людей, держащих в руках пластинки: «...поднимаются тени убитых и незримой толпой подступают ко мне...»

Этот спектакль – причудливая вязь памяти не только о войне, но и о том мощном пласте культуры, что с ней нерасторжимо связан: песни, которые мы все знаем наизусть, новеллы, которые не забыты старшим поколением. Незатейливость, непафосность происходящего перед нашими глазами втягивает не просто в свою орбиту – в зону памяти каждого, где, может быть, есть совсем иные песни и иные рассказы о войне, но непременно царит та чистая грусть, которая проснулась в каждом накануне праздника Победы в нынешнем, юбилейном году.

Совсем иные чувства пробуждает спектакль «Перед заходом солнца» – он выстроен поистине захватывающе, потому что Борис Луценко не избежал соблазна немного подправить Гауптмана и дополнить историю жизни Маттиаса Клаузена. При этом возникает ощущение немного не той пьесы, к которой мы привыкли, – в чем-то, несомненно, усиливающее эмоциональное воздействие (когда придуман пролог – в нем Маттиас и дети собираются вокруг кресла матери, все счастливы, радостны, но вот она встает и уходит, а семья остается в растерянности и тревоге), а в чем-то и разрушающее его (когда рассказывается о том, как Инкен возвращала к жизни Клаузена, пытаясь вскрыть себе вены, или когда разговор героев происходит на вокзале и Инкен тащит Клаузена под поезд). Но зрители воспринимают происходящее с явным одобрением – сегодня ведь немного найдешь театралов, которые читали бы Гауптмана, а значит, для какой-то части зала события пьесы – материал новый, незнакомый, и чем больше разжевано, тем больше и проглочено.

Главное все же не в этом, а в высоком мастерстве артистов, играющих «Перед заходом солнца». Как выразителен, как мощен Маттиас Клаузен Ростислава Янковского, как гордо и сильно произносит он: «Я никому не дам погасить свет в моей жизни!..» Как сдержанно и сильно играет Инкен Оксана Лесная, сколько в ней скрытой, потаенной любви и тяги к этой личности, Клаузену!.. Выразительны и чрезвычайно интересны в своих персонажах Олег Корчиков (Штайниц) – его паузы настолько наполнены, что глаз не оторвать от лица артиста; Елена Цветкова (Паула-Клотильда), Бела Масумян (Беттина), Иван Мацкевич (Кламрот), Анастасия Шпаковская (Оттилия), Сергей Чекерес (Эдмонт)...

И наконец, последний из привезенных спектаклей – рок-опера по пушкинским «Пиру во время чумы», «Анджело» и «Цыганам», подобно «Декамерону», собранным в целостную драматическую историю. Здесь играют молодые артисты труппы, и надо отдать им должное – играют они страстно, горячо, пушкинские стихи у каждого звучат великолепно. Главное в этом спектакле – не отдельные мотивы поэзии, а целостность восприятия того, что можно назвать миром Пушкина, его особой аурой, в которую в разные возрасты мы так или иначе попадаем и уже не можем найти дороги назад. Особенно яркое впечатление производит Сергей Чекерес, играющий Председателя в «Пире во время чумы», затем Дука в «Анджело» и Алеко в «Цыганах». В последней части его диалоги со Старым цыганом (Валерий Бондаренко) исполнены невымышленного драматизма. Как исполнены драматизма и неподдельной эмоциональности вокальные и пластические решения пушкинских стихов. Музыка А.Еренькова звучит то с болью, то с радостью, создавая богатейшую палитру настроений.

Надо назвать имена молодых артистов труппы – ведь это им принадлежит будущее Национального академического драматического театра им. М.Горького. Запомните эти имена: К.Батенкова, А.Богданова, А.Бубен, В.Гречухин, П.Вишняков, В.Глотов, Е.Дубровская, О.Коц, В.Середа, Е.Сухова, К.Шуляк, А.Южакова. И уже названные С.Чекерес и А.Шпаковская. Одаренные вокально, пластически и драматически, эти артисты по праву составят будущую славу театра.

Наталья Старосельская (газета «Культура», №3, 19 25 января 2006 г.)

     
 
   
 
© design by LEDA, 2007
e-mail: leda@mail.by
ICQ: 150182773
 
Hosted by uCoz