ПРЕССА
 
«Наши в городе Париже»

Что хотели? «Ниночка» – спектакль необычный в свете того, что в последнее время делает режиссер Борис Луценко. Это еще не шаг, а скорее только реверанс в сторону иных форм, отличных от монументальных художественных полотен, исследующих «сокровенное и глубинное». Прежняя серьезность содержания требовала серьезности формы, и даже во фривольных интонациях Брехта – Вайля звучали металлические, нравоучительные нотки. Тем не менее ошибкой было бы сказать, что «Ниночка» несерьезна – ведь номинально это спектакль о любви, о самом важном. Однако худрук Театра имени Горького прекрасно понимает, что говорить о любви стоит только на летучем языке Парижа, его улиц, мостов и парков.

Что получилось? «Эту историю можно было рассказать и более кратко», – справедливо рассуждали зрители на выходе. Издержки большего стиля? Скорее специфика кинодраматургии: основой для спектакля стал фильм 1939 года с Гретой Гарбо в главной роли. Было видно, с каким трудом сцена принимает рваный киномонтаж, как проваливается иногда темпоритм, как не хватает привычной для кино реалистичности... Постановщики, судя по всему, и сами все прекрасно понимали, пытаясь преодолеть это с помощью вкрапленных в действие элементов видео (режиссер Владимир Орлов) и насыщенной театральной условности. Сценография Вениамина Маршака представляет собой экран (по которому, собственно, кино и показывают), в рамках которого и происходит действие. Сама обстановка не меняется – актеры «отыгрывают» эти изменения. Типичный пример: по приезде Ниночки в гостиницу героиня ходит по сцене, якобы переходя из комнаты в комнату и якобы удивляясь кроватям, кранам. Реализуется традиционный этюд с невидимыми предметами. Все бы хорошо, да только безыскусная сценография не только подчеркивает высокий профессиональный уровень труппы, но и обнажает внутреннюю статичность драматургии. Остается смотреть на то, как из этой ситуации выкручиваются актеры.

Трио Бибинский – Иванов – Бранков (Жданович – Гречухин – Быков соответственно) – красные эмиссары, приехавшие в Париж продавать награ... национализированные ценности – в меру забавно. В этом случае и можно было бы крикнуть «Не верю!», да только верить им совсем необязательно. Авантюрность сюжета предполагает не глубокий психологизм, а лишь маски и контуры, необходимые для выяснения волнующего вопроса: кто же победит?.. Побеждают, как заведено, наши. Т.е. Сергей Чекерес (Леон), изображающий очередного героя-любовника, разрываемого жестокой необходимостью выбора между благородной владелицей «присовеченных» драгоценностей (Оксана Лесная) и юной чекисткой (Анна Маланкина, Анастасия Шпаковская) – режиссер Луценко, кстати, политкорректно приготовил по «хэппи-энду» для каждой из дам. Безусловно, проигрывает только злобный Краснов (великолепное эпизодическое появление заслуженного артиста РБ Валерия Бондаренко). Советский интриган и злодей, он исчезнет в одном из бесчисленных витков фабулы. Потому что любовь побеждает все.

Есть ли «изюминка»? Спектакль ставился специально под Анну Маланкину, однако нельзя не отметить и ее дублершу Анастасию Шпаковскую. Ее участие в проекте чуть ли не закономерно – молодая актриса наиболее востребована среди других представителей «молодняка» театра. Но если обычно она воплощает на сцене изощренность, опытность, лукавость, то в роли Ниночки актриса сумела создать образ со сложным букетом из чувственности, наивности и целомудрия, не акцентируя при этом внимания на каждом из этих качеств и не доведя эту смесь до абсурдного градуса.

Для кого это все? Спектакль вполне соответствует прочему репертуару Русского театра. Для новичка есть опасность неприятного сюрприза (мол, затянуто, долго), но «прикормленный» зритель найдет в «Ниночке» много приятных моментов: любимые артисты, традиционно удачная хореография, яркое оформление. Появление этого спектакля для театра очень своевременно.

«Белорусская деловая газета», № 1572, 1 ноября 2005 г.

     
назад на главную
 
   
 
© design by LEDA, 2007
e-mail: leda@mail.by
ICQ: 150182773
 
Hosted by uCoz